Intermech Управление составом изделий
cad / capp / plm / workflow

Отличия IPS от других отечественных PLM-систем

IPS обладает рядом преимуществ, которые делают систему максимально удобной для использования на отечественных предприятиях и позволяют значительно сэкономить время и снизить затраты в процессе конструкторско-технологической подготовки производства.

Интеграция с системами автоматизированного проектирования

Ещё с девяностых годов прошлого века компания ИНТЕРМЕХ начала ориентироваться на создание мультикад-решений, не зацикливаясь на интеграции с какой-то одной системой проектирования. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что из всех отечественных PLM-систем IPS обладает самым большим количеством интеграторов с механическими и электрическими системами автоматизированного проектирования: AutoCAD, BricsCAD, Компас-График, Компас 3D, Inventor, NX, Creo, Solidworks, SolidEdge, CATIA, Altium Designer, Mentor Graphics, E3.series. Особо отметим, что всё это уже готовые работающие решения, а не обещания как-нибудь наладить интеграцию в процессе внедрения на предприятии.

В комплект поставки IPS входит универсальный модуль интеграции систем трёхмерного проектирования с PLM-системами. Модуль встраивается в интерфейс CAD-системы и предоставляет конструктору доступ к функциям PLM непосредственно из системы проектирования. Модуль обеспечивает автоматическое считывание состава изделий из моделей сборочных единиц, генерацию по моделям конструкторских спецификаций, а также ассоциативную связь между свойствами моделей и атрибутами документов и изделий в PLM-системе. Также этот модуль позволяет организовать коллективную работу конструкторов над моделированием сложных сборок, предоставляя набор функций для синхронизации изменений, сделанных различными конструкторами в моделях, входящих в состав головной сборки.

Дерево PLM в CAD-системе

Собственный редактор документов и бланков на основе формата XML

Разработчики IPS не стали надеяться на сторонние офисные пакеты или средства генерации отчётов, а создали собственный редактор структурированных текстовых документов, использующий для хранения данных формат XML. Такое решение позволило унифицировать создание, хранение и обработку любой текстовой конструкторско-технологической документации и реализовать в IPS целый ряд уникальных редакторов, аналогов которым нет ни в одной другой PLM-системе. Например, в комплект поставки IPS входит редактор состава изделий в виде конструкторской спецификации, включая групповые форм А, Б и В. При этом редактирование спецификации может производиться как в обычной табличной форме, так и в том же виде, в котором она будет выведена на печать. Конструктору также доступно множество функций по оформлению спецификации - автоматическая и ручная сортировка, пропуск строк и простановка позиций, оформление допустимых замен и подборных элементов, вставка примечаний, частей, спецсимволов и формул, связь с системами НСИ и многое другое.

Редактор конструкторских спецификаций

Ещё раз подчеркнём: в IPS редактор спецификаций является именно редактором состава сборочных единиц, а не редактором документов, сформированных на основе состава изделий. Изменения в составе, сделанные в других модулях системы, сразу отражаются в редакторе спецификаций IPS, и наоборот - любые изменения, сделанные в спецификации, сразу отражаются в рабочей копии состава изделий. Таким образом, состав изделия формируется параллельно из нескольких источников - трехмерной модели или двухмерного сборочного чертежа, электрической схемы, редактора спецификаций и т.п. При этом каждая связь запоминает свой источник, поэтому обновление состава, например, по модели никогда не удалит позиции, добавленные в состав изделия вручную.

Редактор извещений об изменениях в IPS - тоже не просто редактор документов. Помимо собственно функций оформления извещений (вставка графики, формул, автоматическое заполнение различных граф, сортировка изменений и т.п.), редактор помогает управлять жизненным циклом изменяемых документов и объектов. Например, автоматически выпускает версии включаемых в извещение документов и перемещает их на нужный шаг ЖЦ в момент актуализации извещения. Также извещения используются для автоматизации подбора версий объектов при поиске их состава и применяемости. Есть в системе и множество сервисных функций, помогающих организовать процесс проведения изменений: Погасить ПИ, Принять предложения по ПР, Выпустить ДИ или ДПИ, Создать комплект извещений и пр.

Редактор извещений об изменениях

Следует также отметить, что проводить изменения документации в IPS можно и в упрощённой форме - через журнал изменений по ГОСТ 2.503-2013, редактор которого также есть в комплекте поставки системы.

Конфигуратор изделий

Ещё с советских времён в ЕСКД существует понятие - исполнение изделия. По одному групповому конструкторскому документу можно выпустить несколько различных исполнений изделия, не выпуская отдельный комплект документов на каждое исполнение. Это решение хорошо работает до тех пор, пока количество исполнений небольшое. Однако сейчас рынок диктует свои условия. Проектируемые изделия должны удовлетворять требованиям как можно большего количества заказчиков, а значит не обойтись без возможности настройки изделия под требования конкретного покупателя. В таких случаях на помощь конструкторам и маркетологам приходит "Конфигуратор изделий" в IPS. Данный модуль позволяет вести состав сложных изделий, обладающих множеством опций и функциональных зависимостей, не прибегая к созданию исполнений для каждого варианта изделия.

Конструктор, проектируя сборочный узел, может настроить набор опций, управляющих составом данного узла. При этом можно настроить правила совместимости значений различных опций, условия их применения, допустимость значений в данной сборке и т.п. Работники маркетинга могут создавать варианты комплектаций изделия, устанавливая значения для основных опций, которые чаще всего востребованы заказчиками в данном изделии. При оформлении заказа покупатель выбирает вариант комплектации изделия, доопределяет не заданные в комплектации значения опций, и система формирует точный состав и комплект документации на конкретное изделие, отвечающее требованиям заказчика.

Распределённая работа крупных холдингов и филиалов предприятий

Наличием веб-интерфейса у информационных систем сейчас никого уже не удивишь. Большинство отечественных PLM обзавелись собственными средствами доступа в базу данных из веб-браузеров. Есть такой интерфейс и у IPS. Но что делать, если интернет на рабочем месте по соображениям безопасности недоступен? Либо внешние каналы связи работают медленно и нестабильно? Как обеспечить быструю и стабильную работу сотен пользователей вне зависимости от внешних факторов и каналов связи между предприятиями?

В составе IPS есть уникальное решение - служба IPS WebPortal. Суть данного решения в том, что каждое предприятия или филиал работают в собственно локальной сети со своей базой данных, а IPS WebPortal обеспечивает информационный обмен между этими локальными базами (узлами информационной сети) по внешним каналам связи через центральную базу данных портала, причем сама передача данных может производиться в offline-режиме. Такой способ работы значительно снижает требования к стабильности и пропускной способности внешних каналов связи, а также повышает безопасность данных, т.к. информационные узлы получают доступ только к опубликованной для них на портале информации, а не ко всем базам данных удалённых предприятий.

Схема взаимодействия IPS WebPortal с PLM-системами

Функционал IPS WebPortal позволяет организовать распределённый документооборот, управление распределёнными проектами, обмен информационными объектами в пакетном режиме, а также автоматическую репликацию изменений между различными базами данных. Программный интерфейс IPS WebPortal оформлен в виде стандартизованных веб-сервисов. Такой подход значительно упрощает подключение к порталу других информационных систем, позволяя использовать его в качестве средства обмена данными между различными информационными системами предприятий.

Передача документации заказчику

Ещё одна проблема, решение которой хотелось бы рассмотреть подробнее - это передача утверждённой документации на предприятия, на которых либо нет PLM-системы, либо PLM не поддерживает механизм электронных подписей. Выгрузить комплект электронных документов можно из любой PLM. Но как убедиться в том, что эти документы утверждены и подписаны всеми заинтересованными лицами? И как проверить, не изменялись ли переданные файлы с момента их подписания?

Для этой цели в IPS предусмотрена функция автоматического формирования информационно-удостоверяющих листов по ГОСТ 2.051-2013. При передаче твёрдых копий эти листы можно распечатать и, при необходимости, заверить "мокрой" подписью. При передаче электронной документации файлы удостоверяющих листов автоматически извлекаются на диск совместно с файлами документов. Листы содержат контрольные суммы подписанных файлов, что позволяет удостовериться в неизменности подписанных данных.

Информационно-удостоверяющий лист документа

Если подписание документов в IPS производилось квалифицированными электронными подписями, то система имеет возможность выгрузки файлов подписей на диск в формате PKCS. Эти подписи могут быть проверены получателем документации с помощью любых средств проверки, понимающих стандарт PKCS. Можно также воспользоваться специальной программой проверки ЭП, которая поставляется вместе с IPS и может быть передана сторонним организациям вместе с комплектом подписанной документации.

Защита файлов документов на рабочих станциях

Все PLM-системы хранят файлы документов на защищённых серверах и предоставляют к ним доступ только в соответствии со своими правилами безопасности. Однако для редактирования документа во внешнем редакторе файл документа извлекается на диск рабочей станции либо на сетевой ресурс, открытый для доступа рабочим станциям. Таким образом информация выводится из под контроля PLM-системы, создавая угрозу безопасности данных. Для решения этой проблемы в состав IPS входит служба защиты файлов на рабочих станциях. Данная служба защищает рабочий каталог пользователя на уровне файловой системы NTFS, предоставляя доступ к нему только данному пользователю и только после его авторизации в IPS. Как только пользователь выгружает клиент IPS любым доступным ему способом, доступ к каталогу пользователя автоматически блокируется.

Расширенные средства поиска информации

Помимо выборок, классификаторов и рабочего стола, которые в том или ином виде встречаются во всех отечественных PLM, разработчики IPS предложили целый ряд технических решений, значительно ускоряющих поиск информации в системе. Например, в окне "Недавние объекты" автоматически ведётся список объектов, с которыми пользователь работал последнее время - своего рода рабочий стол, который не нужно пополнять и чистить вручную. А с помощью контекстных выборок можно искать информацию, используя свойства выбранного в системе объекта. Условия таких выборок могут содержать не константы, а ссылки на атрибуты объекта, относительно которого идет поиск информации. Например, можно быстро найти все детали, сделанные из такого же материала, не указывая в условиях поиска сам материал.

Следующий интересный механизм - общий индекс для быстрого поиска информационных объектов с учетом словоформ и коррекцией ошибок ввода. В индекс попадает информация из всех атрибутов, указанных администратором для индексации, включая содержимое файлов документов. При этом поиск информации для конечного пользователя значительно упрощается - ему не нужно создавать или находить выборки, достаточно просто ввести искомую строку в поле над списком объектов. Рядом располагается список часто используемых фильтров, с помощью которых можно ещё более сузить область поиска объектов, добавив дополнительные условия фильтрации. Общий список фильтров настраивается администраторами системы, а пользователь может создавать свои персональные фильтры по аналогии с персональными выборками.

Поиск объектов в IPS

В IPS также есть специальный инструмент для поиска объектов по связям - схемы поиска объектов. Схема поиска - это именованный набор настроек и условий, согласно которым система ищет состав или применяемость объекта на один или множество уровней вложенности. С системой поставляется множество готовых схем поиска: для сбора полного комплекта документов на изделие или заказ, для поиска применяемости в головных изделиях, для поиска различной технологической информации и т.д. Администраторы могут расширять список схем, причём для каждой роли можно настроить собственный набор схем поиска в зависимости от обязанностей, которые выполняют пользователи, заходя в систему в данной роли.

Ещё одна интересная тема - поиск электронного документа по его твёрдой копии. Такой вопрос может возникнуть даже в том случае, если на предприятии хорошо поставлена работа службы ОТД, и все устаревшие копии документов отзываются своевременно. Зачастую вообще невозможно точно узнать, с какой именно версии документа создавалась данная твёрдая копия, если она ещё не была поставлена на учёт в ОТД и не получила соответствующий инвентарный номер. В таком случае может помочь технология штрихкодирования документов, реализованная в IPS. Суть технологии в том, что при распечатке документа в определённой области штампа выводится штрихкод, в котором закодирован идентификатор данной версии документа в PLM-системе. При наличии сканера штрихкодов процесс поиска такого документа в базе данных занимает пару секунд.

Управление требованиями

Функционал управления требованиями давно стал обязательным в зарубежных PLM-системах, однако отечественные производители не спешат с его реализацией, ссылаясь на отсутствие спроса со стороны пользователей. Однако руководство предприятий понимает, что максимально точное выполнение технического задания минимизирует количество проблем, возникающих в процессе приёмки изделия заказчиком. И управление требованиями в данном контексте - это часть общей системы контроля качества продукции на предприятии. Ведь ошибки, допущенные на самой ранней стадии проектирования, самые дорогостоящие. Какой вообще смысл делать продукт, который не отвечает требованиям заказчика и нормативным документам?

Учитывая всё вышесказанное, компания ИНТЕРМЕХ включила в комплект поставки IPS модуль управления требованиями. Данный модуль позволяет создать дерево требований, которым должно соответствовать проектируемое изделие, на основе технического задания, разработанного в MS Word. Администратор системы задает критерии, которым должны соответствовать объекты технических требований для перевода на шаг ЖЦ "Выполнено" (например, наличие подписей ответственных лиц). Система отслеживает выполнение всех пунктов техзадания и не даёт перевести его на шаг " Выполнено" до тех пор, пока все требования не будут исполнены. Также имеется возможность на основе дерева требований сформировать проект ImProject для организации и планирования работ по исполнению технического задания.

Создание объектов технических требований на основе документа MS Word



К сожалению, объём одной статьи не позволяет провести подробный анализ всех особенностей системы. Поэтому кратко перечислим, какой ещё функционал отличает IPS от других отечественных PLM-систем: